АвтоМосты

Земляное полотно

Земляное полотно дороги в каждой климатической зоне нужно проектировать так, чтобы обеспечить устойчивость дорожной одежды. Это может быть достигнуто, если земляное полотно будет устроено из устойчивых грунтов, если от него будут отведены поверхностные и грунтовые воды и оно не будет переувлажняться и размываться. Помимо этого, земляное полотно нужно запроектировать так, чтобы его как можно меньше заносило снегом или сыпучим песком. Из всех условий проектирования земляного полотна главными являются отвод поверхностных вод и предупреждение от его переувлажнения. Вода проникает в полотно дороги сверху, когда идет дождь или тает снег, и снизу, когда недалеко от поверхности земли находятся грунтовые воды. Как вода проникает в грунт земляного полотна сверху, понять легко.

Но как она поступает в полотно снизу? В естественном состоянии почти никогда не бывает грунта, не имеющего в своих порах воды. Она обволакивает тонкой пленкой каждую частицу грунта. Эту вод> называют молекулярной. Она удерживается молекулярным притяжением грунтовых частиц и имеет более высокую точку кипения, пониженную точку замерзания и более высокое сцепление, чем обычная вода. Следовательно, чем больше крупинок грунта, например в 1 см3, в 1 л или 1 мя, тем больше поверхность всех этих крупинок, тем больше в этом грунте может удержаться воды. Например, если поверхность зерен крупного песка в 1 л равна 7 м то поверхность крупинок глины в этом литре будет равна 2400 м2. Как изменяется поверхность частицы грунта в зависимости от его крупности. Грунты, из которых приходится устраивать земляное полотно дороги, очень разнородны — глины и суглинки, супеси и пески и многие другие.

Размеры и формы частиц всех грунтов различны. Вот примерные размеры частиц некоторых грунтов: песок — от 2 до 0,05 мм, пылеватый грунт — от 0,05 до 0,005 мм, глина — менее 0,005 мм.