АвтоМосты

Проектирование состава асфальтобетона

Смесь щебня (гравия), песка и минерального порошка должна иметь такой гранулометрический состав, кривая которого располагается в зоне, ограниченной пределами выбранного типа смеси, по возможности проходит плавно, без резких переломов. 1 Наибольшую сдвигоустойчивость и шероховатость асфальтобетона в покрытиях обеспечивают смеси типов А и Г, поэтому их следует назначать для дорог I и II категории. 1 Адгезию в асфальтобетоне (прочность сцепления битума с поверхностью зерен минерального материала) можно повышать введением поверхностно-активных веществ и применением активированного минерального порошка, когезию — добавкой полимерных материалов (например, ДСТ) или повышением вязкости битума в пределах, возможных для данного вида асфальтобетона, или увеличением содержания минерального порошка в заданных пределах. Лучшим сцеплением с битумом обладают: базальт, диабаз, перидотит, серпентинит, габбро и другие основные изверженные горные породы, из осадочных пород — известняки и доломиты. Последние отличаются повышенной шлифуемостью, что препятствует применению их в асфальтобетоне для шероховатых покрытий. На свойства асфальтобетона значительное влияние оказывает качество песка. Асфальтобетон с дробленым песком более сдвигоустойчив, чем с природным.

Зерна мельче 0,071 мм, содержащиеся в дробленом песке, следует считать минеральным порошком. Минеральный порошок в смеси с битумом образует асфальтовое вяжущее вещество, склеивающее в прочный монолит зерна щебня и песка. От количества и качества минерального порошка зависят плотность, прочность и теплостойкость асфальтобетона. Избыток минерального порошка уменьшает трещиностойкость покрытий, а при ошибке в дозировке битума в большую сторону снижается и сдвигоустойчивость. Количество битума в смеси должно быть оптимальным, т. е. обеспечивающим максимальную прочность асфальтобетона. Избыток битума снижает сдвигоустойчивость, недостаток — трещиностойкость и водостойкость. ?