АвтоМосты

Конструирование подрельсовых основании

Размеры элементов подрельсовых оснований трамвая, равно как и сечение напряженной арматуры, определяют расчетом. Для надежной анкеровки на концах арматурных стержней иногда устанавливают специальные анкера. Такое решение требует дополнительного расхода стали, поэтому более целесообразно применять самозаанкеривающуюся проволочную арматуру периодического профиля. Арматуру по сечению шпалы следует располагать в виде отдельных проволок или попарно с расстоянием между проволоками (или парами) не менее 25 мм. Минимальное расстояние между смежными вертикальными рядами проволок — 20 мм. Через каждые три ряда необходимо предусматривать уширенные зазоры между рядами не менее 50 мм. При относительно небольшой длине шпалы важно обеспечить сохранность анкеровки на ее концевых участках. Для этого в торцах шпалы устанавливают поперечную арматуру в виде замкнутых хомутов из круглой проволоки. Длина зоны анкеровки зависит от диаметра арматуры и марки бетона. Исходя из условия, что прочность бетона к моменту передачи предварительного напряжения составит не менее 70% проектной прочности, Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного строительства рекомендует следующие длины зоны анкеровки.

Арматуру из горячекатаной стали рекомендуется применять в виде стержней периодического профиля диаметром не менее 12 мм. Рабочую арматуру следует располагать в двух зонах и подвергать вытяжке электротермическим способом. Защитный слой бетона в этом случае — не менее 20 мм при стержне диаметром до 20 мм. При использовании стержней большего диаметра требуется защитный слой не менее 25 мм и не менее диаметра стержня. При конструировании рамных шпал, гибких шпалолежней и подрельсовых оснований блочного типа исходят из требований, предъявляемых к одиночным шпалам. Армировать эти элементы целесообразно высокопрочной холоднотянутой стальной проволокой периодического профиля методом непрерывной намотки.

Рабочую арматуру располагают в двух зонах. При конструировании предварительно напряженных железобетонных подрельсовых оснований приходится учитывать особенности прикрепления к ним рельсов.