Тест-драйв

Плюс 520: тест-драйв Porsche Panamera Sport Turismo

Кому это надо?

Чтобы понять, как появилась идея построить Porsche Panamera с необычным кузовом, стоит освежить в памяти историю автомобилей Gran Turismo. Само это название поначалу относилось к легким и быстрым конным экипажам, на которых молодые европейские аристократы отправлялись в «гран-туры», то есть, «большие путешествия», с целью отдохнуть от тяжких и утомительных официальных приемов в столицах на неофициальных и необременительных приемах где-нибудь, скажем, на средиземноморском побережье. Ну а когда, так сказать, «железный конь пришел на смену дворянской лошадке», название перекочевало на соответствующие автомобили: быстрые, мощные и… очень дорогие.

Их расцвет пришелся на предвоенные годы, и тогда главным было сотрудничество между кузовными ателье, такими, как Figoni et Falaschi, Saoutchik, Carrosserie Pourtout и компаниями, производившими шасси с многолитровыми моторами. Затем был спад, пришедшийся на время Второй мировой и последовавшей за ней послевоенной разрухи, и, наконец, второй всплеск в конце пятидесятых, когда нагулявшая жирок Европа со всей страстью кинулась в омут Dolce Vita, то есть «сладкой жизни». Купе и кабриолеты Gran Turismo давали молодым плейбоям возможность в течение одного уикенда смотаться на приморские или альпийские курорты, ну а в качестве бонуса — при желании поучаствовать в любительских гонках.

Купе для четверых

Постепенно сложился и характерный облик этих автомобилей мечты: мощный двигатель, спортивная подвеска, отточенная управляемость, элегантная стремительная внешность и… очень тесный салон, в лучшем случае с посадочной формулой 2+2 (причем обитаемость заднего диванчика, как правило, можно было назвать весьма условной), и крохотный багажник. А если ваша спутница не может себе представить даже однодневной поездки без огромного чемодана с нарядами и прочими женскими штучками, да и вам неуместно отправляться в путь без смокинга и пары деловых костюмов от лучшего кутюрье? А если количество спутников несколько больше, чем один? Ответом на эти вопросы стало появление в первом десятилетии нынешнего века четырехдверных купе.

Первой ласточкой стал Mercedes CLS 2004 года, а потом автомобили с таким типом кузова буквально посыпались как плоды с ветки, причем занялись ими не только представители сегмента «премиум» и относительно массовых брендов, но и производители элиты автомобильного мира. Так, в 2006 году английская марка Aston Martin представила в Детройте концепт своего четырехдверного купе Rapide. Но в нашем несправедливом мире первый выстрел не всегда означает попадание в «десятку». Англичане провозились с постановкой на конвейер в течение трех лет, и когда в 2009 на рынок наконец вышли товарные машины, у Porsche уже фактически был готовый ответ. В запасниках конструкторских бюро марки с конца 80-х ждал зеленого света проект Porsche 989. Его развитием и стала модель Panamera, представленная миру в Шанхае в апреле 2009 года.

Panamera произвела эффект разорвавшейся бомбы: автомобиль соединил воедино практичность и комфорт премиального седана с традиционной для марки динамикой и управляемостью спорткара. Фастбек отлично вписался в модельную линейку, заняв место между компактными спортивными моделями (Cayman, Boxter и 911) и внедорожником Cayenne. Правда, дизайн понравился далеко не всем. Особенно жестко критиковали плавно-закругленные очертания задней части автомобиля, не слишком хорошо гармонировавшие с энергичными формами передка, выполненного в стиле бессмертного 911-го семейства.

Универсал родился!

Этот недостаток был исправлен в июне 2016 года, когда в Берлине на специальном показе миру было представлено второе поколение Panamera c заводским кодом 971. Вторая Panamera слегка подросла в размерах (в длину на 35, в высоту на 5 и в ширину на 5 мм), да и колесная база стала больше на 30 мм. Вырос с 440 до 495 литров объем багажника, причем корма автомобиля также получила оформление в стиле 911-й модели. Но всегда есть люди, готовые сказать «маловато будет» — те самые любители путешествовать в большой компании и с большими чемоданами. Чтобы угодить и их мятущимся душам, компания сделала вполне логичный шаг: построила Panamera c кузовом универсал. Нужно сказать, что это была далеко не первая попытка сделать «сарайчик» из автомобилей такого рода.

Еще в 1967 году Aston Martin выпустил универсал DB6 Vantage Shooting Brake. В 2010 появились универсалы Maserati Quattroporte Bellagio и Bentley Continental Flying Star Shooting Brake, в 2011 вышел в свет первый универсал марки Ferrari, модель FF, а в 2013, незадолго до прекращения выпуска Aston Martin Rapide, маэстро Бертоне представил построенный на его базе Aston Martin Rapide Shooting Brake Bertone Jet 2+2, который назвали «самым красивым универсалом в мире». Но все они, скорее всего, останутся в статусе автомобильной экзотики, а вот Panamera Sport Turismo, помяните мое слово, разойдется по миру вполне приличным тиражом. Это ощущение появилось у меня еще тогда, когда я только познакомился с первыми пресс-релизами по новинке, ну а после встречи с автомобилем в старинном российском городке Плес, расположенном на границе между Ивановской и Костромской областями, оно переросло в уверенность.

Porsche с первого взгляда

Говорят, первое впечатление от встречи — самое правильное… И тут ты сразу чувствуешь, что перед тобой — Porsche. Об этом говорят фирменные очертания передней части: длинный, чуть «горбатый» капот с агрессивными продольными ребрами, характерные прозрачные колпаки головной светотехники со смотрящими из-под них «паучьими глазками» светодиодных ходовых огней и опущенные ниже поясной линии воздухозаборники систем охлаждения двигателя и тормозов.

Весь облик автомобиля — живое воплощение спортивного духа и стремительности. Это ощущение подчеркивает длинная, чуть ниспадающая линия крыши (которую аэродинамический активный козырек над задним стеклом делает еще длинней) и «жаберная крышка» для отвода воздуха от тормозных механизмов, переходящая в две резкие, чуть наклоненные вперед и вниз подштамповки, тянущиеся вдоль всего борта. Добавьте четкие полукруглые вырезы колесных арок, оконтуривающие низкопрофильные шины на 20-дюймовых дисках, и вы получите образ скоростного пожирателя пространства. А вот чувства, что ты видишь перед собой «универсал», совершенно нет: боковое остекление кажется совершенно единым, поскольку на виду остались только передние и массивные задние стойки. Стойки В и С зачернены и скрыты за тонированным стеклом, так что кузов воспринимается как этакое вытянутое спорткупе.

То, что конструкторы Porsche не зря занимались увеличением объема в кормовой части автомобиля, понимаешь, когда даешь команду, и сервомотор поднимает пятую дверь. Имеющиеся за ней 520 литров — это не запредельно много, но и не слишком мало, так что теперь внутреннего объема вполне хватит для багажа четырех человек (если каждый из путешествующих возьмет с собой по чемодану или сумке относительно скромного размера). Ну, или для того, чтобы позволить спутнице владельца не ограничивать свои желания и захватить по несколько перемен нарядов на каждый день. А уж если «уронить» спинки задних кресел, то и целый гардероб поместится.

Похожий на гепарда

А в целом… Я не назвал бы Panamera Sport Turismo образцом изящества и элегантности. В этом вопросе так и не вставший на конвейер Aston Martin Rapide Shooting Brake у немецкого спортивного универсала явно выигрывает. Но…

Есть такой зверь — гепард. Когда он никуда не спешит, то может показаться несколько нескладным: голова непропорционально маленькая, лапы длинные, сам какой-то чуть сгорбленный. Вся красота и элегантность этого представителя крупных кошачьих проявляется тогда, когда гепард буквально распластывается над землей в стремительном броске за добычей. Вот и внешность Panamera Sport Turismo раскрывается в полной мере на трассе, равно как и ее бойцовый характер.

Ведь самый слабый из двигателей, которыми оснащается модель, 330-сильный V6, позволяет разогнаться до сотни всего за 5,3 секунды. Но мне на тест достался самый мощный вариант: восемь цилиндров, турбонаддув, 550 лошадок, 770 ньютон-метров и 3,8 – 3,6 секунды до сотни. И это уже параметры настоящего спорткара! Стоит ли удивляться тому, что и внутреннее оснащение автомобиля вполне соответствует его сущности.

Поговорим о подходах

Если посмотреть на те подходы, которые современные конструкторы реализуют в вопросе организации рабочего места водителя (а значит, и на сам интерфейс между водителем и автомобилем), то легко можно заметить, что здесь наметились две взаимоисключающие тенденции.

Первая (ее я условно назвал бы «электронной») прямо проистекает из того факта, что насыщенность автомобиля разнообразными цифровыми системами растет на глазах, превращая его в «гаджет на колесах». А гаджетом удобней всего управлять через выпадающие многоуровневые экранные меню. Предельным выражением такого подхода является, например, Tesla Model 3. В ней вообще ничего нет, кроме двух педалей, единственного огромного планшета на передней панели и пары джойстиков на спицах руля. Что же, наверное, для автомобиля, сконструированного для комфортабельного перемещения бренного тела владельца из точки А в точку Б, да еще и с оглядкой на возможность движения на автопилоте, этот подход вполне оправдан. Но если автомобиль должен не только перевозить, но и соответствовать спортивным амбициям своего владельца, требуется что-то совершенно другое.

PRU18_0072_fine PRU18_0073_fine
Тут больше подойдет подход, который я бы условно назвал «авиационным». Ведь авиаторы, даже когда россыпь циферблатов на приборной панели заменили несколько многофункциональных дисплеев, оставили достаточно многочисленные клавиши и тумблеры, позволяющие одним нажатием вызвать на экран или включить нужный режим. Спортивный автомобиль в этом плане куда ближе к самолету, чем к пассажирскому лифту (который тоже, кстати, относится к транспортным средствам).

Ну кому придет в голову что-то настраивать в лифте! А вот в современном высокотехнологичном спорткаре настроить можно буквально все: режим работы трансмиссии, жесткость подвески…. Во время трековых гонок этим в основном занимается целый коллектив механиков и инженеров, но в повседневной эксплуатации у вас должна быть возможность проделать все самому, причем буквально мгновенно. Именно так организованы органы управления новой Panamera.

Если сравнивать интерьер с Panamera первого поколения, то совсем уж принципиальных изменений не произошло. Стало больше черного лака, кнопки стали сенсорными — вот, пожалуй, и все. Марка Porsche славится верностью традициям, так что сохранились и знаменитые механические часики, венчающие центральную консоль, и расположенный в центре приборной панели крупный аналоговый тахометр. Но век цифровых технологий берет свое, так что к услугам владельца и большой 12-дюймовый сенсорный дисплей на консоли, и еще два многофункциональных 7-дюймовых дисплея — на приборной панели, справа и слева от тахометра. На них можно выводить самую разную информацию от навигационной карты и «рисованного» спидометра до давления наддува.